История искусства диагностики и лечения методами тибетской медицины

история тибетской медицины

История искусства диагностики и лечения методами тибетской медицины

Легендами овеяна медицина древнего Тибета — вознесенной к облакам недоступной страны Снегов, что издавна считалась обителью всевозможных чудес и колыбелью мистики. Время от времени доходили до нас сказания об искусных восточных врачевателях, снимавших болезни с помощью волшебных трав, иглоукалывания или дыхательной гимнастики, массажа.
Однако нет, пожалуй, человека, который точно и всеобъемлюще мог бы сказать, что же это такое — тибетская медицина. Она и сегодня во многом остается тайной за семью печатями.

Некоторые ученые полагают, что тибетскую медицину следует считать детищем древнеиндийской. И это справедливо. Древняя Индия была признанным центром науки и культуры всего Древнего Востока. Из Индии медицинские знания к началу VIII века проникли в Тибет. Именно в то время там творил выдающийся тибетский медик Ютогда-старший. Считается, что тогда же кашмирским ученым Чандранандой и тибетским переводчиком Вайрочаной был переведен с санскрита на тибетский основной медицинский трактат древности «Чжуд-ши» в его первоначальном виде. Именно в этом переводе трактат обрел позднее свою славу.

 

история тибетской медицины

 

Другим крупнейшим тибетским врачом, возведенным в ранг «царя медицины», был и Ютогда-младший (1112-1203 гг.). С его именем связано появление «Чжуд-ши» в том варианте, который дошел до нас.
Ютогда-младший создал свою школу, традиции которой прослеживаются в тибетской медицине до настоящего времени. В значительной мере они определяют ее своеобразие как самостоятельного направления восточной системы медицины.

Тибетские медики особое значение придавали такой триаде: правильному образу жизни, питанию, одежде. Следуя древнейшим медицинским трактатам, считают они, более 1/4 всех заболеваний, если они не приобрели хронического характера, можно лечить диетой, правильным образом жизни, не применяя специальных средств.

Главный принцип тибетской медицины — лечить не отдельные проявления болезни, а добиваться нормализации деятельности всего организма как единого целого. При этом важно болезнь распознать на самых начальных стадиях. Трактаты подчеркивают: неосложненные болезни следует лечить быстро и решительно, чтобы предотвратить их распространение на другие органы.

Лекарь, действовавший по канонам тибетской медицины, лечение пациентов проводил в такой последовательности. Прежде всего он восстанавливал нарушенное равновесие, активность. Далее он выявлял «количество» в организме человека того «начала», которое вызвало заболевание. Затем с помощью лекарственных средств он стремился нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов и одновременно усилить защитные силы организма, чтобы повысить общую устойчивость его к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Как убеждает многовековой опыт, человек, живущий по канонам тибетской медицины и пользующийся ее достижениями, может добиться хорошего здоровья и психического равновесия.
Цели медицины, которые указаны в «Чжуд-ши», сводятся к главному: жизнь без болезней; продление жизни; достижение совершенства в познании и благополучия в жизни; избавление от болезненных страданий всех живых существ…

 

история тибетской медицины

 

Лечение тибетский медик начинает с перестройки мышления (сознания), с формирования здоровых понятий и добролюбия, т. е. доброжелательного отношения к людям и окружающей среде.
В тибетской медицине существует 40 методов диагностики и 108 методов нелекарственной терапии.

Центр жизни, по мнению тибетских медиков,- это лучевая артерия с ее пульсом, расположенная в нижней части предплечья. По состоянию пульса они судят о работе внутренних органов, о настоящих и будущих заболеваниях, о продолжительности жизни. Установив пульсовую диагностику, тибетские медики таким образом распознают причину болезни, предполагают характер ее протекания, а значит, соответственно и назначают лечение, которое, согласно древним заповедям, должно быть безвредным.

В арсенале восточных врачевателей пять основных лекарственных форм растительного происхождения: порошки, кашицы, отвары, пилюли и масла.
В тибетскую фармакопею входят около двух тысяч лекарственных средств.

Фармакотерапевтическая направленность лекарственных средств определяется вкусовыми качествами отдельных компонентов, а вкус имеет в своей основе пять материальных стихий, или субстанций: стихия земли определяет основу всех лекарств; стихия воды увлажняет; стихия огня собирает энергию (теплоту); стихией воздуха приобретается подвижность; стихией эфира — пространство.

Лечебные свойства растений обусловлены наличием в них различных по своему составу и строению биологически активных веществ: алкалоидов, гликозидов, витаминов, ферментов, органических кислот, дубильных веществ, эфирных масел, и многих других составных частей.

Home

 

Поделиться этой записью


Заполните форму и мы свяжемся
с Вами в ближайшее время!

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных.